г. Красноярск,
60 Лет Октября, 144Жс1
2145411@mail.ru
Ежедневно: 8:00 - 21:00

Армирование бетонных конструкций: виды арматуры, схемы и правила вязки

Фибробетон

Введение

Бетон обладает высокой прочностью на сжатие, но плохо сопротивляется растягивающим и изгибающим нагрузкам. Именно для компенсации этого недостатка используется армирование — внедрение в тело бетона стальных стержней (арматуры), которые берут на себя растягивающие напряжения. Правильно спроектированный и выполненный арматурный каркас превращает обычный бетон в железобетон — универсальный и чрезвычайно прочный строительный материал, способный выдерживать колоссальные нагрузки. В этой статье мы подробно разберем все аспекты армирования: от выбора типа арматуры до правил создания надежных соединений.

Содержание

1. Виды арматуры для бетонных конструкций

Классификация арматуры проводится по нескольким ключевым признакам.
По материалу:
Стальная арматура — традиционный и самый распространенный вид.
  • Горячекатаная стержневая (А-I, А-III, А500С): Производится путем проката. Классы различаются по прочности, наличию рифления (для лучшего сцепления с бетоном) и свариваемости. А500С — самый распространенный современный класс, оптимальный для вязки.
  • Проволочная (холоднодеформированная): Изготавливается из стальной проволоки путем волочения или рифления. Используется для сеток, хомутов, в предварительно напряженных конструкциях.

Композитная арматура (неметаллическая):
  • Стеклопластиковая (АСК): Легкая, коррозионностойкая, непроводящая. Применяется в специфических условиях (например, при строительстве в агрессивных средах, мостов, где важна легкость). Требует особых подходов к анкеровке и изгибу.
По профилю:
  • Гладкий профиль (А-I): Имеет гладкую поверхность. Используется в основном для вспомогательных элементов (хомутов, монтажных петель), так как имеет меньшее сцепление с бетоном.
  • Периодический профиль (А-III, А500С и др.): Имеет рифления (серповидные, кольцевые). Обеспечивает максимальное сцепление с бетоном, используется для рабочей арматуры, воспринимающей основные нагрузки.
По назначению в каркасе:
  • Рабочая арматура: Основные продольные стержни, которые воспринимают растягивающие нагрузки (в плитах — нижняя и верхняя зона, в балках — нижняя).
  • Конструктивная (распределительная) арматура: Распределяет нагрузку между рабочими стержнями, предотвращает локальное смятие бетона, обеспечивает устойчивость рабочей арматуры. Часто это поперечные стержни и хомуты.
  • Монтажная арматура: Служит для объединения рабочей и конструктивной арматуры в единый пространственный каркас, обеспечивает его правильное положение в опалубке до заливки бетоном.

2. Основные схемы армирования

Схема расположения арматуры зависит от типа бетонной конструкции и действующих на нее нагрузок.
Армирование плит перекрытий и фундаментов:
  • Сетка: Применяется для плит, работающих на изгиб в двух направлениях. Состоит из взаимно перпендикулярных стержней, укладываемых в нижней и верхней зонах плиты. В местах опор (колонны, стены) часто устраивают дополнительные верхние сетки для восприятия отрицательных моментов.
Армирование ленточных фундаментов и балок:
  • Пространственный каркас (продольно-поперечное армирование): Состоит из верхних и нижних продольных рабочих стержней, которые объединены поперечными хомутами (конструктивная арматура). Хомуты предотвращают выпучивание продольных стержней, работают на срез и воспринимают крутящие моменты.
Армирование колонн:
  • Вертикальный каркас: Основную нагрузку на сжатие воспринимают вертикальные продольные стержни, равномерно распределенные по сечению. Их обвязывают горизонтальными хомутами или спиральной арматурой, которые предотвращают боковое выпучивание вертикальных стержней и повышают пластичность колонны.
Армирование стен (подпорных, монолитных):
  • Двойная вертикально-горизонтальная сетка: Арматурные сетки располагаются у обеих поверхностей стены. Вертикальные и горизонтальные стержни работают на растяжение от изгиба стены под действием бокового давления (грунта, ветра).

3. Правила и технологии вязки арматуры

Создание прочного и устойчивого каркаса невозможно без надежного соединения стержней. Сварка постепенно уступает место вязке, так как не требует специального оборудования, не создает «слабых» зон в местах перегрева стали и более проста в полевых условиях.
Инструмент для вязки:
  • Ручной крючок: Простой и дешевый инструмент, требует физических усилий и времени.
  • Механический (автоматический) крючок: Вращение происходит при нажатии на курок (аккумуляторный или сетевой). Ускоряет работу в разы, снижает нагрузку на рабочих.
  • Пистолет для вязки: Полностью автоматизирует процесс. Применяется на крупных объектах с большими объемами. Дорогостоящее оборудование.
Материал для вязки:
  • Отожженная вязальная проволока диаметром 1,2–1,6 мм. Чаще всего используется проволока диаметром 1,2 мм. Отжиг делает ее мягкой и пластичной, но сохраняет необходимую прочность. Проволока поставляется в бухтах или готовых отрезках (хомутах).
Основные узлы и правила вязки:
  1. Подготовка: Арматуру очищают от ржавчины, грязи, масляных пятен. Режут и гнут по проектным схемам.
  2. Сборка каркаса: Сначала раскладывают и связывают нижний продольный ряд. Затем устанавливают поперечные хомуты или отдельные стержни. После фиксации хомутов в них вставляют верхние продольные стержни.
  3. Техника вязки: Проволоку складывают вдвое, заводят под место пересечения стержней, петлю подцепляют крючком и, оборачивая свободные концы, затягивают до плотного прилегания стержней друг к другу. Затяжка должна быть надежной, но не рвать проволоку.
  4. Ключевые точки вязки: Связывать необходимо каждое пересечение! Особое внимание — угловым и примыкающим элементам, где используются Г- и П-образные дополнительные стержни для анкеровки.
  5. Защитный слой бетона: Обязательно! Между арматурой и опалубкой (будущей поверхностью бетона) должны быть установлены пластиковые или бетонные фиксаторы («стульчики», «звездочки»). Это гарантирует, что арматура будет полностью утоплена в бетон и защищена от коррозии и огня. Толщина защитного слоя (обычно 25-50 мм) указана в проекте.
Типичные ошибки при вязке:
  • Использование неотожженной проволоки (рвется, плохо затягивается).
  • Пропуск пересечений, особенно в середине каркаса.
  • Отсутствие или недостаточная толщина защитного слоя.
  • Использование сварки для арматуры, не предназначенной для этого (например, класса А400 и ниже).
  • Слабая затяжка узлов, приводящая к смещению каркаса при заливке бетона.

Заключение

Армирование — это ответственный технологический этап, от которого напрямую зависит прочность, жесткость и долговечность всей бетонной конструкции. Правильный выбор типа и класса арматуры, грамотное проектирование схемы ее расположения и, что крайне важно, качественное выполнение вязки каркаса с соблюдением всех нормативных требований — это три кита, на которых держится надежность современного железобетона. Экономия на качестве арматуры или работе в этом процессе недопустима, так как может привести к катастрофическим последствиям. Доверяйте эту работу квалифицированным специалистам, а при самостоятельном строительстве небольших объектов (например, фундамента для гаража) строго следуйте проверенным проектам и инструкциям.

На нашем сайте вы можете приобрести бетон следующих марок: M100, M150, M200, M250, M300, M350, M400.
С доставкой по Красноярску и в радиусе 200км от города.